Антиконкурентные соглашения: понятие и формы их проявлений

удача

Антиконкурентные соглашения — это сговор, договоренности, заключенные в письменной или устной форме между хозяйствующими субъектами, конкурентами. В итоге они приводят или могут привести к нарушению принципов добросовестной соперничества и ограничению конкуренции на потребительском рынке.

Понятие и виды антиконкурентных соглашений

Общие характерные признаки антиконкурентных соглашений основаны на противоправном договоре сторон, ставящем целью ограничение конкуренции в определенном сегменте рынка.




сверхприбыльНедобросовестная конкуренция, базирующаяся на антиконкурентных соглашениях, приводит к монополистическим отношениям с клиентами, нанося им реальный вред. Это происходит тогда, когда компании отказываются от здоровой конкурентной борьбы для того, каждая из них могла получить в этом случае свою выгоду.

Такие соглашения вредны и опасны для экономики, так как они основаны не на добросовестной и равной конкуренции, а на противоправных, корыстных деяниях, имеющих целью извлечение сверхприбылей. А ведь конкурентная рыночная экономика, в конечном итоге, должна служить именно интересам конечных потребителей.

В целях ограждения граждан от вышеназванных последствий, законодательством такие действия запрещены и считаются противоправными, а иногда и преступными.

Так, ст. 11 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», разъясняет и определяет рамки действий хозяйствующих субъектов, за которые нельзя выходить. Простой потребитель может не заметить факта монополизации рынка, не имея представления о незаконном сговоре. Ведь факты неправомерного соглашения не афишируются и хранятся в тайных документах и в головах его придумавших бизнесменов. (речь идет об устных и письменных соглашениях, о чем подробнее читайте далее).

Реализация контроля в этой области, выявления фактов нарушений и борьбы с ними осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее структуры на местах.

Виды соглашений

виды



 

 

Антиконкурентные соглашения базируются на их структуре. Существуют различные виды таких соглашений, каждый со своей трактовкой и специализацией. Эти виды достаточно условны, так как они постоянно эволюционируют и все чаще носят более изощренный характер. Итак, можно выделить из них следующие:

  1. Горизонтальные соглашения. Осуществляются между конкурентами, приобретающими или продающими товары на одном рынке. Такое соглашение приводит к обоюдной выгоде договаривающихся сторон и ущемляет права потребителя.
  2. Вертикальные соглашения. Сговор происходит между партнерами, а не между конкурентами, имеющими экономическое отношение к товару или услуге. Например, между производителем и дистрибьютором. Применение к ним запретительных действий возможно на основании лишь одного признака: когда доля продукции одного из партнеров соглашения превышает двадцать процентов ее присутствия на рынке.
  3. Конгломератные соглашения. Более сложная схема, когда ее участники не являются конкурентами и осуществляют деятельность на разных товарных рынках.

Виды запретов по вертикальным соглашениям:

Первый запрет: партнеры не имеют права договариваться между собой об установлении выгодных им цен при перепродаже продукции.

Второй запрет: они также не имеют права отказывать в реализации силами своих ресурсов товаров конкурента.

Антиконкурентное соглашение как согласованная воля сторон

воля сторон



 

 

В антимонопольном законодательстве понятие договора имеет несколько иное значение, чем в гражданском законодательстве и они не равнозначны. По этой причине при разрешении разных конфликтов в области конкурентного права нельзя руководствоваться нормами ГК.

В антимонопольных законах понятие соглашения трактуется как согласованное выражение воли двух или более участников. Согласованность выражения воли должна содержать при этом два неотъемлемых признака:

  1. каждый из участников сговора должен быть осведомлён о намерениях других участников действовать определенным образом.
  2. у любого из участников должно быть намерение действовать не хаотично, а сообразно предполагаемым шагам партнеров.

Еще один важный элемент, характеризующий факт нарушения антимонопольного законодательства, состоит в том, что договоренность между участниками сговора должна быть реальной, а именно: участники должны быть к ней готовы, и ее в принципе должно быть возможно фактически реализовать.

К примеру, если директор некого ООО сам непосредственно участвовал в подобном соглашении, то как бы оно потом ни реализовалось, успешно или нет — это однозначно будет считаться фактом совершенного антиконкурентного соглашения.

Если же, например, вместо директора в сговоре участвовало аффилированное лицо, то в этом случае нельзя однозначно сказать, что сговор состоялся. И если договаривавшимся сторонам не удалось в полной мере осуществить задуманное, то «правовая судьба» этой сделки и ее участников будет зависеть от многих других факторов и в итоге может и не квалифицироваться как нарушение.

Рассмотрим признаки подобных соглашений.

признаки



 

 

По субъектам : такие соглашения могут заключать между собой следующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, финансовые организации, а также физические лица (ч. 4 ст. 11 ФЗ-135)

По форме: соглашения могут иметь различную специфику:

  • узкий смысл сговора (устный или письменной договор безотносительно формы составления и соблюдения формальностей)
  • решения ассоциаций или организаций (например, рекомендация крупной сетевой торговой организации ).
  • действия компаний по намеченному плану на основе выработанных соглашений, следствием чего может стать долговременное повышение цен на товары или услуги)

По последствиям: главным фактором в этом случае является нанесение ущерба другим организациям, имеющим отношение к той же продукции, реализацией которой занимаются сговаривающиеся стороны.

Проанализируем более подробно видовое разнообразие антиконкурентных соглашений.



  1. Картель: особая и самая опасная форма горизонтального соглашения. Происходит, как правило, между конкурирующими предприятиями в одном рыночном сегменте. Главная задача здесь – обман потребителей и получение сверхприбылей путем ограничения конкуренции.
  2. Картель ценового характера: характеризуется установлением идентичных цен на похожую продукцию или услуги.
  3. Картелью можно считать также любого рода соглашения, приводящие к снижению уровня конкуренции на определенном рынке.
  4. Предварительное соглашение на торгах: подобный сговор ставит своей целью обоюдную выгоду после победы одной из договаривающихся сторон.
  5. Раздел рынка: субъекты сговариваются о распределении преференций. Это могут быть потребительские группы, сферы влияния, объемы продаж, географические территории, на которых происходит реализация товара, и многое другое.
  6. Вертикальные неправомерные договоры: в этом случае происходит связывание нескольких организаций, не являющихся конкурентами, но имеющих возможность дополнять продукцию друг друга различными услугами или товарами с целью навязыванию потребителю всего пакета ненужных ему услуг.

Из всех вышеперечисленных объединений самыми опасными последствиями обладают формы картельного сговора. Такое антиконкурентное соглашение приводит к реальной монополизации захватываемого рынка. В результате ликвидируется конкуренция, чем наносится реальный экономический ущерб нам с вами, как потребителям.

Как определить возникновение картели?

картель



 

 

В первую очередь, факт такого рода неправомерных сделок-договоренностей определяют последствия следующих соглашений:

  • Установление монополистических цен и их поддержание.
  • Повышение или понижение, в зависимости от ситуации, цены на торгах.
  • Разделение рынка продукции по одному из вышеперечисленных принципов.
  • Сокращение ассортимента товара или полный отказ от его выпуска.
  • Отказ от подписания договоров с определенными физическими или юридическими лицами.

Антиконкурентные соглашения с участием финансовых организаций

Антиконкурентные сговоры могут происходить не только между потенциальными конкурентами, но и с участием финансовой организации. Проводимые исследование государственными органами выявили сферы, где чаще всего происходят подобные соглашения. Это:

  1. Область услуг, связанных с управлением многоквартирным жильем.
  2. Обязательное страхование ответственности собственников автомобилей.
  3. Кредитный рынок, относящийся к физическим лицам.
  4. Технический осмотр транспорта.
  5. Страховые услуги лизинга.

согражданеКак работает подобная схема? В основном, описываемые рынки имеют смежную специализацию, в результате чего и происходит преступный сговор. Примером здесь может служить взятие клиентом простого кредита в банке. Эта финансовая организация сразу навязывает «добровольное страхование» жизни клиента в страховой компании, состоящей с ней в антиконкурентном сговоре. Хотя, согласно законодательству, такое действие можно производить только при передаче в залог банку собственности клиента. Часто финансовые организации пользуются юридической неграмотностью наших сограждан.

Все это приводит к нарушению прав потребителей, ненужным финансовым затратам и ограничению присутствия на рынке других организаций.

Следует акцентировать внимание также на том, что такие соглашения, чаще всего, носят устный, реже — письменный характер. Но в последнее время при антиконкурентных соглашениях используется и цифровая среда. При такой форме ведения переговоров труднее отследить факты возникновения подобного соглашения.

Недопустимые и допустимые соглашения

К недопустимому типу антиконкурентных соглашений относятся любые согласованные действия сторон, приводящие к узурпации конкурентной среды на определенном рынке. При этом не имеет никакого значения форма такого сговора: письменная, устная или электронная. Ограничением для подобных действий может стать подписание законного договора гражданско-правовой формы с соблюдением всех юридических норм.




Все соглашения, ущемляющие права потребителей, происходящие в вертикальной цепочке, признаются недопустимыми и запрещаются. Закон регламентирует также и допустимые аспекты соглашения субъектов хозяйствования. К ним относятся:

  • любые договоры, носящие признаки коммерческих концессий, если они не приводят к разделу товарных рынков;
  • торговые соглашения между организациями, не являющимися конкурентами, с долей присутствия на рынке, составляющей двадцать процентов и менее.

Возможно также применить некое правило разумности и описать ряд недопустимых причин в антиконкурентных отношениях. При таком соглашении не существует возможности отдельным лицам ликвидировать конкуренцию в данном сегменте рынка. Не возникает ограничений для участников соглашения или третьих сторон по достижению коммерческих целей. Такие соглашения приводят к совершенствованию производства, созданию инновационных технологий, повышению конкурентоспособности продукции на мировых рынках или получению потребителем соразмерной выгоды.

Ответственность и виды наказания за антиконкурентные соглашения

наказание



 

 

Надо отметить, что нарушения в области антимонопольного законодательства и борьба с ними присутствуют практически во всех странах мира с устойчивой рыночной экономикой. В России основными методами наказания являются:

  1. Уголовная ответственность по ст. 178 Уголовного кодекса РФ «Ограничение конкуренции». Предусматривает следующие виды наказаний:

— штрафы: от трехсот тысяч руб., далее зависит от тяжести совершенного нарушения;

— принудительные работы: максимально до 5 лет;

— лишение права заниматься определенной деятельностью до трех лет;

— лишение права занимать определенные должности до трех лет;

— лишение свободы: максимально — до семи лет при отягчающих обстоятельствах.

  1. Административная ответственность (согласно статьям КоАП РФ):

— ст. 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти»;

— ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности»;

— ст. 14.33 «Недобросовестная конкуренция» .

Эти статьи предусматривают два вида наказания:

  • административный штраф: от двенадцати тыс. до миллионов рублей;
  • дисквалификация на срок до трех лет.

В антимонопольном законодательстве России также существует «Программа по смягчению ответственности». Она подразумевает смягчение карательных мер тем лицам, которые сотрудничают со следствием в области разоблачения антиконкурентных, картельных соглашений. Этот механизм в настоящее время совершенствуется и прорабатывается.

Что касается сегодняшних реалий России, то самая эффективная мера по борьбе с картелями заключается в проведении внеплановой проверки субъекта антимонопольными органами. При этом полномочия в борьбе с такими организациями несут запрет на уведомление проверяемого объекта о начале процедуры по определению наличия фактов антиконкурентных соглашений.

Освобождение от ответственности

свобода



 

 

В российском законодательстве, в частности, в УК и КоАП, а также в официальных разъяснениях ФАС РФ, даются основания освобождения от ответственности за участие в сговоре в антиконкурентных соглашениях. Главное условие здесь – добровольное заявление лицами-участниками о совершенных ими противоправных деяниях.

Однако, существуют четкие условия, при наличии которых данное чистосердечное признание будет учтено, и они следующие:

  1. Если участник сделки отказался участвовать в антиконкурентном соглашении или же отказался от дальнейшего участия в согласованных действиях и добровольно заявил об этом.
  2. Если на момент такого обращения территориальный антимонопольный орган уже располагал документальными или иными сведениями о совершенном факте. Данный пункт как бы отсекает тех, кто уже попался, что называется, де-факто, но, пытаясь схитрить, избежать неминуемого наказания, решил обратиться с повинной.
  3. Все представленные в соответствующий орган документы и сведения должны однозначно установить факт, место, время, состав участников совершенного правонарушения и его организатора.
  4. И последнее, самое главное: освобождается от ответственности тот участник из группы, который заявил о правонарушении первым.

Пример из судебной практики:

Им может служить ситуация, сложившаяся в одном из городов Центральной России. Два крупных поставщика нефтепродуктов вступили в сговор с целью получения выгоды. Так как на данной территории других продавцов горючего не существовало, то в течение года им удавалось поддерживать на своих АЗС цену на бензин выше среднерыночных, вполне их устаивающую, но в ущерб интересам покупателей.

После проверки территориальным антимонопольным органом было возбуждено соответствующее производство с последующей передачи дела в суд. В результате виновные были наказаны крупными денежными штрафами.

Автор текста: admin



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.