Тема, без которой нам не жить. А мы живем. И даже вроде как бы и не обращаем особо на нее внимания, не осознаем порой того ущерба, который наносит нашему здоровью, а иногда даже и нашей жизни пользование некачественными товарами. А именно с этим и связан закон о защите прав потребителей.
Что мы знаем о защите прав потребителей?
И что это вообще такое: защита прав потребителей? Это, прежде всего, свод положений и правил, то есть закон, появившийся в нашем обиходе уже более двадцати лет назад и регулирующий отношения между покупателем продавцом в пользу, мы надеемся, покупателя. Потому что ситуации, когда прав продавец, в нашей жизни встречаются гораздо реже.
Закон о защите прав потребителей
Регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Как всегда — сложновато и витиевато, но в целом понятно.
Вообще-то для многих людей поход в магазин сопряжен со стрессом
Разочарованием и испорченным настроением. И даже полные прилавки современных торговых дворцов не всегда могут это скомпенсировать. Что же касается самого закона, то он формулирует, защищает и обеспечивает, например, права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, что позволяет нам осуществить возврат некачественной продукции — если она таковой оказалась, получить назад за него деньги — если сохранился чек, скомпенсировать моральный вред, нанесенный покупателю тем, что он купил какую-то гадость, а ему доказывают, что это свежачок…
Надо иметь в виду, конечно, и то, что существуют в законе положения, когда товар не подлежит возврату. Есть целый перечень таких товаров, и если мы будем весь его перечислять — закончатся страницы нашего сайта. Поэтому укажем лишь основные условия, которые помешают вам исправить свою ошибку и получить назад деньги за напрасно купленную вещь или продукт:
Невозможен, как правило, за редким исключением с доплатой и обменом:
возврат уцененного товара;
возврат товара, приобретенного в магазине по акции или полученный от магазина в подарок ;
возврат парфюмерии — если только в ней не выявлен явный брак, что может выявить специальная экспертная комиссия по месту жительства, причем оплачивает весь процесс выявления брака покупатель (хорошо, если ему, в этом случае повезет и товар действительно признают некондиционным. Тогда расходы на экспертизу компенсирует магазин.
Еще заметим, что если вам все же повезло и возвращаемый товар у вас готовы принять, необходимо иметь при себе этот самый товар без признаков повреждений, чек и гарантийный талон (если таковой имеется — может, вам будет достаточно просто эту вещь бесплатно починить) и, конечно же, — документ, удостоверяющий вашу личность.
Мы подумали, что вам будет интересно узнать обо всех нюансах этого процесса подробнее:
Моральный вред по фз — федеральному закону “О защите прав потребителей”
подразумевает и страдания, которые перенес покупатель в результате попыток разобраться со своими потребительскими правами и возникающих вследствие этого конфликтов. Что и говорить: жизнь полна ситуаций, когда, незаслуженно подозревая какую-нибудь старушку в умышленном сокрытии в ее истрепанной авоське какого-нибудь сырка с просроченным сроком годности (такой он продается чуть дешевле), вся администрация магазина во главе с бульдогоподобными охранниками, размахивающими кулаками — набрасываются на бедную бабушку и чуть ли не заламывают ей руки, пытаясь этот неправедно попавший в авоську сырок оттуда извлечь…
Но это уже крайности, а вспомните, сколько раз вы приносили даже из самых крутых московских магазинов товары, покрывшиеся плесенью (отнюдь не природы сыра Рокфор…)
Словом, — все эти моральные издержки, следующие за подобными ситуациями, по закону должны нам компенсировать.
Закон отстаивает (или должен отстаивать)
права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Он осуществляет право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Остается только нам самим быть в этом вопросе не пассивными и не глотать от жизни все подряд: и в буквальном, и в переносном смысле.
Сейчас, обозначая тему, мы поговорили об этом коротко и лишь в самых общих чертах. Подробнее же мы вернемся к этому вопросу чуть позже, в рубрике Правовая жизнь.
Так что — присылайте нам ваши впечатления от общения с организациями, дающими нам с вами повод разбираться в законе О защите прав потребителей более скрупулезно. Мы будем рады!