Об авторском праве

О том, что такое авторское право, особенно в интернете — говорят в последнее время все больше и больше. Хотя тема эта как таковая возникла в социуме еще в далеком 1886-м году в Швейцарии. Именно там и тогда была принята так называемая

Бернская конвенция об авторском праве

(Дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., изменена 2 октября 1979 г.) То есть — озаботились люди этой проблемой реально.

Целью этой конвенции и всех ее дополнений стала защита авторских прав. Присутствовали в Берне семь стран-участниц: Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Тунис, Швейцария и Испания. Россия присоединилась к конвенции лишь в 1995-м году.

Берн, авторское право

Почему, скажем, присоединились мы к такой благородной конвенции так не сразу  и существует ли у нас реально ценность и, соответственно — охрана интеллектуальной собственности в той мере, в какой она существует в других странах мира?.. — Хороший вопрос.

Если немного вернуться в экскурс, то во времена СССР понятие авторского права номинально присутствовало тоже. Только вот автору это почти ничего, кроме гордости за написанное и изданное им детище, а также — кроме чувства глубокого морального удовлетворения и причастности к своему произведению, —не приносило. За редким исключением. (Например, безбедно жили в те времена поэты-песенники и официально признанные  литераторы  Но это уже немного другая тема).

Так вот: вся финансовая сторона вопроса, а именно — учет и распределение авторского гонорара, а также получение его из-за границы— если произведение было издано там — полностью контролировались такой славной организацией как ВААП (Всесоюзное Агентство авторских прав). И это самое ВААП авторские права очень даже чтило и отслеживало всё, авторами публикующееся и опубликованное, — везде, всегда и повсеместно.

Ибо основная часть любого гонорара автоматически уходила государству. Автор же, как мы упоминали, получал лишь крохи с барского стола. Может, с тех пор и прижилось у нас представление о том, что талант должен ходить голодным… И все с этим охотно согласились.

А между тем — существуют такие понятия как объекты авторского права и субъекты авторского права.

Виды объектов авторского права:

  • литературные   драматические и музыкально-драматические, сценарные и хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • программы для ЭВМ, которые охраняются таким же образом, как и литературные произведения.

Объекты авторского права  могут быть оригинальные (исключительно авторские) и производные (с элементами заимствования).

Правовое регулирование для всех их видов также предусмотрено Гражданским кодексом РФ, и впоследствии мы будем останавливаться на соответствующих его положениях более подробно.

А вот субъекты авторского права — это уже сами авторы (их авторское право бессрочно), их правообладатели (право ограничено определенным сроком) и переводчики (на собственный перевод).

Интересная ремарка: авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства лишь в том случае, если они являются результатом творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме (то есть на материальном носителе).

Интересно, а результатом чего они еще могут являться?..

Понятие творчество в законе не классифицируется. Просто отмечается, что творческой деятельностью является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. И если говорить о литературе, например, то показателем творческого характера литературного произведения служит его новизна либо оригинальность. Такого же толкования придерживается и наша арбитражная практика. И если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.

Ну и, коль скоро мы говорим о защите авторских прав, предполагается, что имеет место и нарушение авторских прав. А оно влечет за собою ответственность: административную, гражданско-правовую и даже, порой, уголовную.

Вся эта информация особенно актуальной может быть для тех, кто работает и связывает свою деятельность в целом с интернетом. Ведь невинное скачивание чего-либо, использование каких-либо не вами созданных снимков, видео или  аудиоматериалов — все это нарушает чье-то авторское право в интернете.

Так что, дорогие наши читатели, как говорили древние: Praemonitus praemunitus. — Предупреждён — значит, вооружён.


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правда и Суд. Юридический сайт для людей
Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.