Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

правосудие

Антимонопольное законодательство (АЗ) представляет собой систему юридических норм, которые регулируют и охраняют конкурентные отношения между участниками рынка.



Эффективность этой системы достигается двумя способами:

  1. экономическим стимулированием предпринимательской деятельности;
  1. воздействием на недобросовестных участников рынка путем привлечения их к юридической ответственности.

Сегодня мы остановимся на теме ответственности по фактам нарушения антимонопольного законодательства.

Понятие нарушений

Что представляет собой понятие нарушение в области АЗ? Если охарактеризовать его коротко, то, во-первых, это — нерыночный характер влияния участника рынка на взаимоотношения с конкурентом. Во-вторых — получение от представителей органов власти определенных преференций в конкурентной среде. В этом случае предприятия-конкуренты, которые строго придерживаются правовых норм АЗ, оказываются в заведомо проигрышной позиции.

Ответственности за нарушения в области антимонопольного законодательства как раз и посвящена глава 8 № ФЗ-135 «О защите конкуренции». Дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, возбуждаются на основании определенного содержания и характерных признаков нарушений со стороны участников конкурентного рынка — субъектов хозяйствования. По этим признакам нарушения подразделяются на несколько видов. Рассмотрим их возможные варианты.

Виды и субъекты нарушений

виды нарушений




 

 

1.Факт нарушений при правовом запрете.
Сюда входят правонарушения, касающиеся следующих запретов:

  • на злоупотребления с использованием доминирующего положения-статуса;
  • на возникновение недобросовестной конкуренции.
  • по соглашениям, ограничивающим конкуренцию;
  • по неправомерным действиям органов власти;

2.Возложенные обязанности, которые не были исполнены участником-субъектом рынка. Это — нарушение должностными лицами всей вертикали власти их функциональных обязанностей.

3.Злоупотребления в области субъективного гражданского права: — это действия, которые возникают при заведомо недобросовестном применении гражданского права с намерением ограничения конкуренции и причинения вреда другим лицам. Данные действия могут выражаться, например, в создании искусственных условий, которые могут причинить ущерб конкуренту.

4.Превышения полномочий предоставленной компетенции. В эту группу входят те правонарушения, которые связаны с незаконным делегированием полномочий из центрального аппарата в территориальное отделение органа государственной власти.

5.Нарушение исключительного права. Пятая группа представляет собой нарушения, совершенные в области интеллектуальной собственности, предусмотренные ч 7, cт. 1252 ГК РФ: ущемление исключительного права путем недобросовестной конкуренции.

Субъекты нарушений

субъекты правонарушений



 

 

Субъектами или теми участниками рынка, кто может нести ответственность за нарушения АЗ по закону, могут стать три основные группы лиц:

  • должностные лица всех ветвей исполнительной власти;
  • коммерческие и некоммерческие организации (и их должностные лица);
  • физические лица и индивидуальные предприниматели;

Виды ответственности и санкции

О юридической ответственности за совершение всех вышеперечисленных видов нарушений и их классификации мы поговорим в этой части.

Итак, понятие ответственности, которое возникает при нарушении АЗ, включает в себя условно три вида ответственности и соответствующих санкций:

  1. Административная;
  2. Гражданско-правовая;
  3. Уголовная.

Административная ответственность

Это — наиболее распространённая форма наказания. Политика ФАС (Федеральной Антимонопольной Службы) исходит из принципа, что в этой сфере наказания должны быть ощутимыми, но щадящими. Административный характер ответственности имеет несколько параметров для классификации. С точки зрения содержания, подобные карательные меры разделяются на:

  • имущественные (штраф);
  • санкции организационного характера (выполнение каких-либо действий).

Юридическая же составляющая ответственности базируется на следующих функциях:

  • наказание, пресечение;
  • восстановление;
  • обеспечение.

Наложение административного штрафа на недобросовестного участника рынка является, как мы знаем, формой наказания. Согласно действующего законодательства (Кодекс об административных правонарушениях КоАП, ст. 14) вилка штрафов составляет от 12 тыс. руб. до одного миллиона. Кроме вышеуказанной карательной меры применяется и процедура конфискации объектов, содержащих незаконное использование товарных знаков.

штрафы



 

 

Пресечение нарушения заключается в выдаче предписания одному из участников рынка, согласно которому тот должен предоставить свободный доступ к реализации товаров и услуг без какой бы то ни было дискриминации другому участнику.

Возврат к положению дел, предшествующему нарушению АЗ, будет считаться санкцией восстановления.

Предписания, касающиеся нормализации здоровой конкуренции, относятся к функции обеспечения.

Административному наказанию может быть подвержено должностное лицо, ответственное за невыполнение предписаний антимонопольного органа. Так, основанием для административного наказания могут служить факты блокирования нужной информации, касающейся реализуемого товара, связанные например, с производителем или качественными характеристиками изделия.

Гражданcкo-правoвая ответственность

Гражданско-правой аспект ответственности может быть представлен систематическими нарушениями монопольной деятельности предприятия, приводящими к незаконному обогащению или ущемлению прав других лиц. Тут речь идет уже о возмещении убытков, связанных с вероятной упущенной выгодой, моральным вредом и другими критериями.

Рассмотрим возможность применения гражданско-правовых санкций за нарушение АЗ. Они подразделяются на следующие категории:

  1. Меры по защите гражданских прав
  • Сюда относится признание документов, противоречащих антимонопольным нормам, недействительными.
  • Недействующими признаются договора, нарушающие АЗ.
  • Недействительными признаются состоявшиеся торги.
  1. Возмещение ущерба, как форма ответственности

Ответственность гражданско-правового характера обычно возникает на базе нарушений с причинением вреда предприятиями или органами власти. Она может выражаться как в активных противоправных действиях, так и в бездействии лиц, обязанных по долгу службы эти действия осуществлять.

бездействие

Форма данной ответственности заключается в требованиях:

  • о возмещении ущерба;
  • о покрытии убытков;
  • о компенсации упущенных выгод.

Все перечисленные действия исходят со стороны пострадавшего лица.

Основанием для применения гражданско-правовых санкций служат предписания антимонопольных органов и решения суда.

Уголовная ответственность




Уголовная ответственность, как наиболее суровая форма наказанная в России, введена с 1993 года. Она может наступить за грубые и систематические нарушения антимонопольных норм. Суть умысла виновного, в данном случае, заключается в ограничении доступа к рынку конкурентов, недопущение или устранение конкуренции, а также — в установлении неправомерных потребительских цен. Главным условием при этом является нанесение крупного финансового ущерба пострадавшим лицам.

Уголовный кодекс предусматривает различные виды наказания, в зависимости от обстоятельств конкретного правонарушения: штрафы, принудительные работы, лишение права заниматься определенным видом деятельности и занимать определенные должности, принудительные работы и, как самая суровая мера наказания, — лишение свободы,. Отдельно взятые преступления предусматривают комбинированный вид наказания.

Лишение свободы может возникать при следующих отягчающих обстоятельствах:

  • Применение насилия или его реальная угроза.
  • Уничтожение чужой собственности или нанесение ей значительного вреда.
  • Рецидивность, т.е. неоднократные злоупотребления доминирующим положением, а точнее, — нарушения, повторяющиеся два раза и более в течение 3 лет.

Важно! Преступление следует считать законченным лишь в случае причинения гражданам, организациям или государству не менее чем крупного ущерба, либо при извлечении дохода не менее чем в крупном размере.

Следует знать, что крупным ущербом считается сумма ущерба, составляющая более 10 миллионов рублей, а особо крупным – более 30 млн. рублей.




Следует также знать, что уголовная ответственность за приготовление к преступлению или покушение на него в ч. 1 ст. 178 УК РФ по нормам ст. 30, ч. 2 того же кодекса, не может классифицироваться как тяжкое или особо тяжкое преступление.

Важно! Во всех рассмотренных выше случаях действует правило, согласно ч.2 ст. 37 ФЗ135, о том, что если даже субъект подвергся наказанию, то это не освобождает его от обязанности выполнять предписание об устранении нарушения!

Досудебный порядок рассмотрения спора

фас

Законодательством РФ предусмотрен досудебный порядок урегулирования антимонопольных споров. Любое дело, характеризующееся нарушением норм антимонопольного права, рассматривается специальной комиссией в трехмесячный срок. Точкой отсчета в этом случае является дата принятия дела к производству. Все лица-участники, задействованные в процессе, заранее извещаются о дате и месте проведения процедуры.

Существует строгий порядок по рассмотрению дел, связанных с нарушением антимонопольных законов. Что касается алгоритма заседания, то он выглядит таким образом:

  1. Заслушиваются участники процесса.
  2. Происходит заслушивание ходатайств с принятием решений.
  3. Оцениваются доказательства.
  4. Эксперты дают свои заключения.
  5. Происходит опрос свидетелей.
  6. Проводится анализ конкурентной среды, необходимый для вынесения решения по факту нарушения АЗ.
  7. Комиссия удаляется, чтобы принять решение.

Заявление в антимонопольные органы

заявление



 

 

Заявление, направляемое в антимонопольный орган, подается в письменном виде на бланке установленного образца. В этом документе содержатся строго определенные данные, служащие основой для начала процедуры рассмотрения дела:

  1. Сведения о лице, которое составляет заявление.
  2. Сведения о лице, на которое составляется документ.
  3. Краткое описание характера правонарушения в отношении АЗ.
  4. Изложение требований.
  5. Список прилагаемых документов.

Требования к заявлению в ФАС

Заявление, касающееся нарушений в области антимонопольных законов, должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня регистрации. Такое обращение должно, в первую очередь, содержать вышеуказанные признаки нарушения антимонопольных норм.

К заявлению требуется приложить документы, подтверждающие факт нарушения закона. Если такие документы отсутствуют, нужно описать причину. Следует указать место, где хранятся или могут храниться подобные документы.

Законом предусмотрена также вероятность оставления дела без рассмотрения в ситуации, когда материалы о нарушении неправдивы или отсутствуют. Уведомление отправляется заявителю в течение десяти суток с момента получения их антимонопольными органами.

Порядок рассмотрения дел

Процесс рассмотрения судебного дела по антимонопольному нарушению может растянуться на срок до двух месяцев. Это происходит, если государственному органу нужно дополнительное время на сбор необходимой информации по данному обращению. Об этом обязательно нужно поставить в известность заявителя. В уведомлении будет обозначен или отказ, или сроки продления дела.

Лица, участвующие в рассмотрении

Физические или юридические лица, которые участвуют в процессе, связанном с нарушением антимонопольных законов, должны быть извещены под роспись о времени рассмотрения дела. В извещении также должно быть указано и место его проведения.

Если участники заседания были официально извещены о мероприятии, но проигнорировали его, дело может быть рассмотрено без них.

Основным документом, фиксирующим ход заседания, будет протокол, подписываемый председателем комиссии. Проведение аудиозаписи заседания не запрещается законом, но должно быть отмечено в протоколе.



Причины отказа в рассмотрении заявления

Какие существуют мотивы для того, чтобы отказать заявителю в его требовании? Это может произойти в следующих ситуациях:

  • документ получен по почте, но в нем отсутствуют паспортные данные.
  • заявление содержит требование об обжаловании судебного решения. В этом случае оно отправляется по обратному адресу с описанием надлежащей процедуры такого обжалования.
  • документ содержит ненормативную лексику, оскорбления, а также — угрозу жизни должностных лиц и обещания нанесения вреда их имуществу.
  • в случае невозможности прочтения почерка заявителя.
  • Если в обращении поднимается проблема, на которую уже заявитель получил неоднократные ответы.
  • В ситуации, когда ответ на обращение подразумевает раскрытие государственной тайны.
  • Текст заявления набран с использованием латинского алфавита или заглавными буквами.

Примеры из практики

Чтобы все, о чем мы рассказали вам в этой статье, стало более понятным и наглядным, приведем несколько примеров из жизненной практики.

дезинфекция



 

 

Так в одной из областей России региональное отделение Роспотребнадзора письмом обязал руководство области провести дезинфекцию и дератизацию (меры по уничтожению грызунов) всех дошкольных и детских, а также оздоровительных и общеобразовательных учреждений с привлечением только тех компаний, которые обладают медицинской лицензией.

Местное управление ФАС усмотрело в этом нарушение антимонопольного законодательства. Ведь для оказания подобного вида сервиса вовсе не обязательно обладание лицензией, так как это не является медицинской услугой и не предусматривают проведение мероприятий для оказания медпомощи. Тем самым, указанным требованием Роспотребнадзор ограничил конкуренцию, сузив количество ее участников.

В результате УФАС выдало предупреждение и отозвало вышеназванное требование, восстановив равноправное участиев мероприятии для всех компетентных в этом вопросе организаций.

И еще один пример из практики ФАС. По закону заключение договоров аренды и иных договоров, по которым происходит переход прав владения, пользования имущества государства и муниципальных образований, осуществляется только по результатам конкурсов или аукционов. Исключение составляет то имущество, которое находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении.

УФАС одной из областей России выявил признаки нарушения при выдаче разрешения на передачу объектов теплоснабжения коммунальной инфраструктуры администрацией города и местного унитарного предприятия ЖКХ третьему лицу на срок более одного месяца без процедуры проведения публичных торгов.

В результате было вынесено предупреждение с последующим возбуждением административного дела, так как предписания не были исполнены в срок.

Автор текста: admin

 



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.