Манципация в древнем Риме это: способ установления права собственности

древний рим

Слово манципация сконструировано из двух латинских понятий:  manus – что означает «рука» и  capio — что переводится как «беру». Таким образом, манципация в древнем Риме это: акт, подтверждающий фиксацию перехода прав владения имуществом от одного собственника к другому.

Однако, надо иметь в виду, что применение такого юридического обряда происходило не при всех формах изменения собственности. Такое действие касалось лишь четко определенного имущества, которое имело название манципируемые вещи.

Понятие и признаки манципации в древнем Риме

сквозь века




 

 

Несколько веков назад манципация состояла в исполнении своеобразного обряда, применявшегося как способ установления прав собственности на какую-либо вещь. Она означала переход имущественных прав с обязательной документальной фиксацией этого перехода, что составляло основное юридическое значение проводимых действий. Сделки подобного вещного права происходили в присутствии отчуждателя и выгодоприобретателя в отношении изменения владельца на землю, скот и рабов.

Характерными признаками и особенностями при таком способе установления собственности было недостаточность заключения простого договора о покупке или продаже. Совершение акта традиции, как одного из законов римского права, тоже не являлось гарантией полномасштабного владения объектом новым владельцем.

То есть при передаче фактических прав на вещь, продавец по-прежнему оставался ее владельцем до совершения обряда связанного с манципацией.

С точки зрения древнеримских законов всю имущество делилось на манципируемое и неманципируемое, При этом вся собственность классифицировалась по трем видам:

  1. Простое имущество. Основной принцип определения характера таких вещей базировался на неделимости. Если физическое воздействие нарушало ее целостность, то она признавалась простой. Пример: драгоценный камень, любое животное или раб.
  2. Сложные предметы представляли собой набор простых элементов. Это могла быть мебель или целое здание. С юридической точки зрения все части сложной вещи объединяются в одно целое. В то же время, если какой-либо элемент можно отделить, то он оказывается самостоятельным предметом.
  3. Сложные объекты представляют собой набор вещей, объединенных именем или функцией. К примеру, стадо скота.

Характеристика процедуры манципации по Законам ХII Таблиц

закон таблиц




 

 

Все римское общество держалось на пережитках родоплеменных отношений. Об этом можно судить по законам двенадцати таблиц. Отличительной чертой подобной законодательной техники оставался формализм. Самым типичным его проявлением и был обряд манципации.

Как описывалось выше, вещи делились на манципируемые и неманципируемые. Их отличия базировались на экономической значимости. Обе группы являлись объектами частного владения. А вот различия относительно прав основывались на процедуре отчуждения собственности. Развитие юридических отношений в исторический период двенадцати таблиц характеризовались применением разных методов получения вещных прав. Древнейшая формальная форма по уступке собственности как раз и заключалась в проведении подобного обряда.

Зачем нужно было такое действие? По-видимому, затем, что  в будущем мог возникнуть вопрос о правомерности владения вещью его нынешним хозяином. Проведенный обряд подтверждал законность совершенной сделки.

Что касается неманципируемых вещей, то их передача основывалась на традиции. Происходила обычная продажа, без всякого формализма.
Процесс манципации, уходящий корнями в родоплеменной строй применялся параллельно с механизмом возникновения частной собственности. В это время общинное имущество начинают постепенно захватывать представители римской верхушки. Но еще довольно влиятельным фактором остаются древние обычаи. Поэтому процесс манципации служил определенным барьером на пути перехода основных имущественных объектов в частные руки.



Обряд манципации заключался в проведении мнимой продажи

весыТак, существовал даже определенный алгоритм его действий:

  • Обязательно приглашались пять человек из числа свободных римских граждан. Их присутствие обуславливалось участием свидетелей. Они должны были достичь к этому моменту совершеннолетия.
  • Еще одним присутствующим был весовщик, у которого находились медные весы.
  • Покупатель, держа в руке медь, утверждал, что, согласно квиритскому праву (квириты — римские граждане), вещь теперь принадлежит ему. При этом он трижды ударял по весам металлом, зажатым в руке. Это символизировало законный путь передачи имущественных прав.

Таким способом маниципировались рабы, животные с тягловой силой, и земля. Причем, вещи, которые можно было взять рукой, обязаны были наличествовать при совершении обряда. Те же вещи, которые взять в руку невозможно (земельный надел, например), маниципировались в их отсутствие на процедуре.

Медь с весами всегда были атрибутами денежных отношений.

Процедура маниципации отличалась от совершения сделки in jure. В этом случае покупатель представал перед римским претором или магистратом. Произнося фразу, означающую ссылку к праву квиритов, приобретатель вещи утверждал на нее свои права. Претор спрашивал отчуждающего о претензиях к данному предмету. Если претензий не было или продавец промолчал, тогда объект переходил в собственность покупателя.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые

раб




 

 

К маниципируемым вещам относились самые ценные предметы, относящиеся к хозяйственным объектам. Кроме рабов и рогатого скота сюда также относились имения граждан, расположенные в пределах Древнего Рима.

Все остальные вещи считались неманиципируемыми, и их продажа не носила формальный характер. К ним можно было отнести нижеперечисленный список:

  1. Все земли, находящиеся вне пределах Италии.
  2. Животные, не типичные для этой страны (например, верблюды).
  3. Любая одежда.
  4. Предметы обихода, такие как посуда.
  5. Ювелирные украшения.

Для таких объектов совершался акт традиции. Суть его — фактическое изменение владельца.

Деление на манципируемые и неманципируемые придавало публичности торговому обороту социально значимых объектов. При таких условиях исключалась возможность продажи вещи сразу нескольким гражданам. Также невозможно было продать чужую вещь. Если провести историческую параллель, то описываемый обряд можно приравнять к современной государственной регистрации прав на недвижимость. Или на придание законности в отношении различного имущества граждан при разных формах его отчуждения.

Автор текста: admin

 



 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.