Кодекс Феодосия, (Codex Theodosianus, – лат.) — является одним из важнейших правовых памятников Римской империи и первым государственным сборником законов, указов и конституций императоров Рима, опубликованным 15 февраля 438 года.
- История создания Кодекса Феодосия
- Молодой император Восточной Римской империи Феодосий Второй
- Структура и состав кодекса Феодосия Второго
- Краткая характеристика основных положений Кодекса
- В Кодексе запрещалось
- Раб или отпущенник
- Женщина могла стать рабыней
- Религиозные аспекты Кодекса Феодосия
- Граждане, которые прибегали к услугам ясновидцев
- Влияние кодекса Феодосия как источника права
- О значение и влиянии Кодекса Феодосия
История создания Кодекса Феодосия
17 января 395 года распалась Великая Римская Империя, разделившись на Восточную и Западную. Именно Восточную часть империи, надо отметить, позже историки стали называть Византийской империей.
Перед правителями Византии, которые хотели соответствовать потребностям общества своего времени, остро встал вопрос о необходимости приведения существующей правовой базы под эту новую историческую и политическую реальность.
К 4 веку уже были предприняты две попытки кодифицировать существовавшие в империи законы (кодексы Грегориана и Гермогениана), однако они не увенчалось успехом, так как были неполными; кроме того, некоторые их положения потеряли свою актуальность .
Молодой император Восточной Римской империи Феодосий Второй
Он всегда проявлял склонность к науке и поддержке научных занятий. В 428 году Феодосий Второй назначил комиссию юристов, перед которыми была поставлена задача собрать воедино все императорские конституции и произведения классических юристов (ius — лат.). Но так как императорских указов собралось довольно много — около двух с половиной тысяч, — было решено сосредоточиться именно на них, отказавшись от идеи включения в этот новый свод законов работ классических юристов.
Уже в 435 году вышеуказанная комиссия состояла из 16 видных юристов во главе с квестором Антиохом. Сам император тоже непосредственно принимал активное участие в ее деятельности.
Работа над созданием Кодекса Феодосия была завершена, и документ был опубликована в столице Византии, в Константинополе, 15 февраля 438 г. Датой же вступления в силу этого закона является 1 января 439 года.
Кодекс был написан на латыни и действовал как непосредственно по всей Византии, так и на всех территориях Западной Римской империи.
Рукопись текста кодекса сохранилась неполностью, и до нас дошли лишь отдельные ее фрагменты, однако сумма всех сохранившихся ее частей почти полностью воспроизводит реконструкцию полного оригинального текста.
Все последующие конституции, которые были изданы после публикации Кодекса Феодосия, назывались Novellae Legas или “постфеодосиевские новеллы”.
Структура и состав кодекса Феодосия Второго
Структурно кодекс состоял из 16 книг, которые были разделены на так называемые титулы. Каждый из титулов включал в себя изложенные в хронологическом порядке фрагменты императорских конституций, касающихся какой-либо части правоотношений.
В общей сложности, в первоначальную версию кодекса было включено около 2525 конституций.
Многие более ранние нормы Римского права не вошли в текст кодекса и, соответственно, утратили свою законную силу и на территории Империи больше не применялись.
Все предыдущие римские законы, начиная с 12 Таблиц, развивали положения частного и гражданского права, такие как собственность, обязательство, деликт, наследственное право, семейные, долговые отношения. Кодекс же Феодосия мало касался гражданских правоотношений. В основном, упор в нем делался на имперские, монархические и религиозные традиции, в последующем получившие название имперское право.
При этом, стоит отметить, что Титулы, содержащие имперские, публично-правовые нормы, сохранились лучше, чем частноправовые их аналоги.
Краткая характеристика основных положений Кодекса
Чтобы иметь общее представление о нравах, морали и законах Византии того времени, надо понимать, что это было монархическое государство с первыми признаками перехода от рабовладельческого строя к феодализму.
Во главе угла стоял император, его власть была неукоснительной и поэтому самыми страшными преступлениями считались деяния, направленные против Его Величества.
В Кодексе запрещалось
пренебрежительное отношение к императорским законам, а также их незнание. По замыслу авторов, законы, регулирующие жизнь граждан империи, должны быть им известны. Проще говоря, — все обязаны были их знать.
Незнание закона не только не освобождало человека от ответственности, а напротив: усугубляло его вину.
Раб или отпущенник
Они не только не имели права ни в чем обвинять своего господина или патрона, но даже и их наследников. Если же кто-то попытался бы это сделать, его не только не должны были выслушивать, но должны были сразу же наказывать, за исключением лишь случаев, когда сам господин обвинялся в оскорблении Его Императорского Величества.
Женщина могла стать рабыней
не вследствие войны или наказания, а в результате совершенных прелюбодеяний: “если для женщины страсть имеет значение большее, чем свобода — и дети ее тоже становились рабами”.
- в первой Книге рассматриваются источники права, прав и обязанностей высших должностных лиц в империи;
- в книгах II – V содержатся нормы частного права;
- в VI – VII рассмотрены привилегии, иерархия и субординация военных и должностных лиц;
- VIII книга посвящена служебному статусу низших чиновников и некоторым нормам частного права.
- Уголовному праву посвящена книга IX;
- X – XI книги — о казне, налогах и финансах.
- с XII по XV книги рассматривают нормы муниципального права;
- XVI книга — о «религиозном праве».
Религиозные аспекты Кодекса Феодосия
Превращение христианства в государственную религию империи привело к полному правовому запрещению в ней язычества.
Отныне запрещались:
- Публичные и частные ритуалы жертвоприношения.
- Почитание рукотворных изображений и священных рощ.
- Гадания и магия.
- Астрология и нумерология.
Никто из граждан не должен был теперь советоваться с колдунами, прорицателям, чародеями и заклинателями бурь как для решения своих проблем, так и для управления природными стихиями. Все вышеназванные прорицатели должны были публично сжечь свои книги и труды, отказавшись от своих идей и перейти в католическую религию.
Если же они настаивали на своем — им грозила депортация в случае, если они сами добровольно не покинут города и муниципалитеты.
Граждане, которые прибегали к услугам ясновидцев
Они должны были платить штраф 25 фунтов золотом; государственные служащие и судьи за неисполнение данного закона наказывались строже на пять фунтов.
Под законодательные ограничения попадали также еретики, раскольники, разного рода ереси, отступники и иудеи.
Так, обращение в иудаизм христианина наказывалось конфискацией его христианина. Соответственно, иудеям было запрещено обращать христиан в свою веру, заключать с ними браки, приобретать рабов-христиан. Однако, если иудеи принимали христианство, для них предусматривалась законодательная защита.
Церковь, церковное имущество, клирики освобождались от различного рода налогов и повинностей. Религиозной тематике полностью посвящена шестнадцатая книга кодекса, содержащая 11 титулов и 201 фрагмент императорских конституций.
Влияние кодекса Феодосия как источника права
Появление Кодекса Феодосия как систематизированной юридической науки оказало существенное влияние на развитии правового поля Римской империи не только того времени и не только на территориях самой империи. Кодекс оказал значительное влияние и на законодательства государств германских и франкских народов: появились такие своды законов как Салическая правда или Бревиарий короля Алариха Второго (вестготский свод римских законов 506 года).
Через 100 лет Византийский император Юстиниан полностью кодифицировал существующее право, куда включил основной правовой источник Кодекс Феодосия, дополнив его трудами юристов-классиков. Этот монументальный юридический документ получил впоследствии название Кодекс или Дигесты Юстиниана.
В VIII веке появилась новая сокращенная его кодификация: Эклога, где тоже обнаруживаются следы Феодисиева Кодекса.
В 16 веке известный византийский юрист и судья Константин Арменопул издал «Шестикнижие», свод законов византийского гражданского и уголовного права как практическое руководство для судей. Данный труд также включал в себе многие нормы законов из кодекса Феодосия.
Шестикнижие Арменопула всемерно применялось не только в Византии, но и получило признание и применение также в Османской империи.
О значение и влиянии Кодекса Феодосия
Этим уникальным Феодосиевым сводом законов (конституций) продолжали руководствоваться даже при последующих усовершенствованиях и кодификациях законов Римского права в Галлии и других западных провинциях империи.
Его переиздавали и в средние века, и даже в новое время. Он становится источником права многих законодательных инициатив до сих пор, даже спустя тысячелетия.
Как говорил когда-то Наполеон —
История Рима — это история всего мира.