Салическая правда

Салическая правда или, если дословно, – Салический закон (Lex Salica) — это древний и уникальный кодекс законов, дошедших до нас  в письменном виде из эпохи раннего средневековья франкского государства, созданный и изданный при правлении короля Хлодвига I.

древний закон

Cалическая правда — это фиксация и запись древних племенных салических франков, иными словами, —задокументированный перечень их правовых обычаев и традиций, в последующем именуемый сводом законов или судебником, памятником обычного права древних германских племен.

Содержание
  1. История создания салической правды
  2. Об авторах: неизвестно, кто именно написал этот труд, но
  3. Кто такие салические франки
  4. Классовое общество франкского государства состояло из сословий
  5. Некоторые особенности франкского общества
  6. Структура и краткая характеристика Салической правды
  7. Салический свод законов не был единственным правовым актом,
  8. Защита чести и достоинства свободных франков
  9. Преступления против личности и имущества
  10. Степень суровости наказания за увечья человека
  11. Вергельд (Wergeld)
  12. Вещное право Салической правды
  13. Земельные отношения и формы земельной собственности у франков
  14. Обязательство и обязательственное право
  15. Передача права собственности и наследство
  16. Брачно-семейные отношения
  17. Социальные барьеры при заключении брака
  18. Судопроизводство и система наказаний у франков
  19. Виды наказаний по салической правде
  20. Доказательства вины
  21. Что могло явиться отягчающими или смягчающими вину обстоятельствами
  22. Отягчающие обстоятельства:
  23. Смягчающие обстоятельства:
  24. Судопроизводство и особенности применения законов

История создания салической правды

Точная дата года создания этого документа до сих пор вызывает дискуссии в научных кругах историков и юристов, однако многие сходятся во мнении, что это начало VI века, 508-511 годы. Салическая правда не является единственным законодательным сборником законов варварских племен и не самый древний источник по исторической хронологии, однако именно он является наиболее полным, кодифицированным сводом законов, дошедших до наших дней.

сегодня и вчера

Первоначальная редакция закона в последующем была доработана и дополнена королевскими капитуляриями, т.е. указами и эдиктами франкских королей Хильдеберта и Хлотара.

Следует учесть, что существовало несколько редакций и компиляций текста законов как в усеченных, так и в расширенных их версиях. Наиболее полная сохранившееся  версия рукописи IX века ныне хранится в Национальной библиотеке Франции, в Париже.

Об авторах: неизвестно, кто именно написал этот труд, но

среди них упоминаются имена 4 мифологических персонажей: Салегаст, Визогаст, Арогаст и Видогаст. Однако известно доподлинно, что свод этих законов был составлен не одним человеком и является коллективной работой.

несколько авторов

Объективных причин, побудивших правителей создать и издать Салическую правду, было несколько.

Наиважнейшие из них:

  • Сохранить и не утратить богатый багаж народно-правовых обычаев, которые были накоплены в памяти предыдущих поколений франков и которые в устной форме предавались молодым поколениям.
  • Германские племена, проживая на обломках Римской империи, рьяно относились к сохранению своей национальной самобытности и идентичности и хотели таким образом избежать влияния римского права.

Необходимо учесть также и те глобальные события, которые происходили на Европейском континенте, начиная с IV века.  Вследствие нашествия воинственных орд гуннов пошатнулась и, в конченом итоге, распалась  Великая Римская империя. Это вызвало всеобщий хаос и Великое переселение народов с востока в Европу, что угрожало разрывом связей между поколениями и нарушением традиционного уклада жизни германских племен.

Кто такие салические франки

кто такие салические франки


Салические франки — это одна из ветвей древнегерманских рас, которые в начале V века населяли территорию северных окраин всемогущей Римской империи (сервер современной Европы – Франция, Бельгия и Германия).

Хотя древние греки и римляне снисходительно называли их варварами, т.е. чужаками, имевшими иную культуру, язык и традиции, салические франки были самобытны, обладали   своими ментальными особенностями и традициями, в том числе, —  правовой культурой.

Денежная система государства опиралась на римские денежные единицы: солид и денарий (золотая и серебряная  монеты). Соотношение между ними было 1 к 40. В V – VI веках стоимость здоровой коровы составляла 3 солида, коня — 12 солидов.

Это важно запомнить, чтобы иметь хоть какое-то представление о реальных размерах тех штрафов, которые обязаны были платить франки согласно Салической правде.

Классовое общество франкского государства состояло из сословий

Это были граждане:

  1. Свободные;
  2. Полусвободные (литы, альдии, министериалы, вассалы, чаще из бывших рабов);
  3. Несвободные (рабы) или наследники рабов, военнопленные, бывшие полуводяные и даже свободные, но        потерявшие свой статус решением суда.

Во главе всей иерархии как наивысшее сословия общества стояли король и королевская знать.

Карл Великий

Некоторые особенности франкского общества

Совершеннолетие и, соответственно, правовая ответственность у франков наступала с 12 лет. Женщины обладали очень незначительными правами и всегда находились под полной опекой мужчин – сначала под опекой своих отцов, а после замужества, соответственно, опекались своими мужьями, после смерти мужа —  сыновьями.

Еще одним очень важным аспектом для понимания сути построения франкского общества того времени является принятие Христианства королем Хлодвигом I в 496 году и превращения христианства в официальную религию, что  положило начало концу язычества. Об этом свидетельствует включение некоторых христианских заповедей и норм  в позднейшие редакции Салической правды.

Структура и краткая характеристика Салической правды

библиотека

Салическая правда написана на так называемой вульгарной латыни: то есть на смеси наречий и диалектов, принятых в обращении в то время в разговорной речи в северных провинций Римской империи, (места компактного проживания франков).

Интересно, что именно эта народная разновидность латыни станет опорой формирования современных европейских языков, таких как французский, немецкий, английский, испанский, а также других языков романо-германской группы.

Таким образом, салическое право стало идеальным и гармоничным решением для урегулирования всех споров и тяжб, возникающих среди салических франков, так как эти законы, просто напросто, были теми самыми устными обычаями и традициями, которыми пользовались многие поколения родителей и более древних предков.

Однако следует иметь ввиду, что:

Салический свод законов не был единственным правовым актом,

которым руководствовались на территории этой все более расширяющейся империи.

Законы древнего мира

В частности, для разных племен допускалось применение их собственных сводов законов, таких как, например, Бургундская, Саксонская, Рипуарская, Аллеменская и другие варварские правды (Leges barbarorum), а, например, для галльских римлян использовалось римское право, в частности, Кодекс Феодосия II.

Все это делалось с целью недопущения возникновения обострений и конфликтов, которые могли бы угрожать устойчивости государства и общества.

Защита чести и достоинства свободных франков

В салической  правде несколько параграфов титула XXX посвящены защите чести и достоинства свободных франков от клеветы и поношений. Интересно, что:

  • за обзывание гражданина уродом, трусом, грязным или некоторыми из видов животных присуждался штраф 3 солида;
  • если обозвать человека доносчиком или лжецом, то штраф состоявлял уже 15 солидов;
  • в этой категории самый большой штраф – 45 солидов — взымался, если оскорбили свободную  женщину, бездоказательно назвав ее блудницей.

Салическая правда в целом, —  это описание и перечисление видов наказаний за проступки и преступления, а также толкование процессуальных процедур и статей, регулирующих правила вещного права, института дарения, наследования, а также семейных отношений.

Структурно, кодекс состоит из 65 титулов (глав или статей), 281 параграфа и пунктов плюс 130 прибавлений к их позднейшим редакциям.

преступления против личности

Преступления против личности и имущества

Главенствующую роль в категории преступлений против личности и имущества в Салической правде занимают статьи:

  • за убийство (10 статей);
  • за причинение вреда здоровью (кто вырвет другому глаз, нос, ногу или руку…)
  • за изнасилование;
  • за насильственную кастрацию;
  • за кражу (150 разновидностей);
  • за грабеж;
  • за поджог.

Градация наказаний для того или иного провинившегося зависела от социально-сословной принадлежности пострадавшего, его возраста, пола и племенной принадлежности.

Дороже всего ценились жизнь, здоровье и имущество королевской знати, далее дворян, священников, свободных граждан, полусвободных и галльских римлян. Последние две категории ценились примерно одинаково. Рабы считались вещью хозяина и их жизнь и здоровье ценились меньше всего.

Степень суровости наказания за увечья человека

преступление и наказание

Это зависело от ценности части тела или органа. Так, дороже всего ценились в те времена язык, рука и нога, за повреждение (вырывание) которых назначался штраф в 100 солидов. Далее по убывающей:

  • за поврежденный глаз — 62 солида;
  • за большой палец — 50;
  • за нос — 45;
  • за зуб — 15 солидов.

Любопытно при этом, что важность пальцев оценивалась по-разному. Так, например, за повреждение указательного пальца взымался больший штраф, чем за повреждение безымянного, который ценился даже меньше мизинца, потому что:

При стрельбе из лука самым главным считался именно указательный палец.

Некоторые формулировки Салической правды удивляют и до сих пор вызывают споры специалистов об их значении. Достаточно вспомнить, например, статьи, посвященные преступлениям в отношении «длинноволосого мальчика».

Так, убийство длинноволосого мальчика каралось присуждением вергельда в 600 солидов, а за стрижку его волос, без согласия родителей – 45 солидов. Длинные волосы свидетельствовали о его несовершеннолетии, хотя некоторые историки считают, что здесь имелись в виду дети королевской знати.

убийство

Вергельд (Wergeld)

Об этом популярном виде штрафа за убийство свободного человека стоит сказать отдельно. Особенностью данного вида наказания являлось то, что денежная компенсация возлагалась на весь род убийцы и часть выплачивалась сыновьям убитого, а другая часть — остальным родственникам. В случае отсутствия таковых эта часть средств уходила в казну государства.

Данная мера коллективной ответственности породила ставшее впоследствии весьма распространённым такое ритуальное действие как «выход из семьи и публичный отказ от родства». Смысл данного деяния заключался в желании члена семейства оберегать себя от возможных  коллективных исков против его рода из-за преступлений совершенных одним из его родственников.

Чтобы считать данный акт завершенным и вступившим в действие, претендент на отреченье от семейства должен был это сделать публично, на судебном заседании. Он должен был заявить о своем отказе от родства, от обязательства уплаты вергельда, соприсяжничества, но также — и от наследства и дарения. Символизируя такое свое решение действием, отрекающийся должен был сломать над своей головой три ветки и разбросать их остатки на четыре стороны.

Вещное право Салической правды

Вещное право в солической правде

В Салической правде затронуты многие вопросы правового регулирования имущественных отношений, хотя нет четкой и ясной трактовки права собственности в классическом его понимании, как это было в Римском праве. Движимыми вещами владели, распоряжались и пользовались, они передавались другим лицам, закон защищал их владельцев от чужих посягательств, чего нельзя сказать о недвижимости, за исключением дома и приусадебного участка.

В то время все природные ресурсы, включая землю, луга, леса, полезные ископаемые находились в совместном пользовании рода и общины, которые состояли из состоявших в родственных связях больших семей.

К движимым вещам относились рабы, домашние животные, личная утварь. Судя по обилию упоминаний в правовых документах домашних животных и статей, которые их оберегали, можно сделать вывод о важности в хозяйстве животноводства наряду с земледелием.

Земельные отношения и формы земельной собственности у франков

Традиционно, земля у франков всегда находилась в коллективной собственности общины, и по мере развития общественно-экономических отношений отдельные ее участки стали отчуждаться в пользу членов рода, которые ими теперь и распоряжались.

свободные граждане

Уже с этих пор мы можем наблюдать элементы проявления частной собственности на пахотную землю в виде “свой и чужой”, хотя, как говорилось выше, тогда еще не было точного определения собственности, и механизм институализации права собственности еще не был закреплен в законе: существовали лишь отдельные его положения.

Из видов и форм земельной собственности в Салической правде упоминается аллод – как участок земли, который свободно отчуждался от бывших общинно-коллективных земель и считался владением, но не собственностью.

Аллоды могли передаваться по наследству только потомкам по мужской линии, однако, с развитием раннефеодального общества и разрушением основ коллективной собственности они могли наследоваться уже не только сыновьями, но и дочерьми, а также сестрами оставившего наследства лица.

Обязательство и обязательственное право

В Салической правде источником обязательства являлись либо договор, либо деликт, либо причинённый ущерб. Из договоров упоминаются такие их виды как купля-продажа, мена, дарение, ссуды и заем, а под деликтом подразумевается нанесенный вред, обида: личности либо имуществу.,

конфликт

За неисполнение любых правовых обязательств  следовала имущественная и персональная ответственность. Истец имел право требовать взыскание долга либо самостоятельно, либо через графа, либо через суд.

Собственность и даже сама личность  должника были средством, обеспечивающим выполнение обязательств перед должником. Если должник отдавал все свое имущество истцу, но расплачивался не до конца, он частично или полностью терял свою свободу, становясь зависимым, например от коммендация (крупного землевладельца).

Передача права собственности и наследство

Существовала простая, но публичная форма передачи вещи. Согласно титулу XLVI (46) О передаче имущества данная процедура должна была состояться на открытом судебном заседании в присутствии тунгина (представителя местной власти), с участием трех свидетелей и соблюдением специальных ритуалов.

Одной из важных ритуальных норм была аффатомия: особая процедура передачи имущества, состоящая из трех действий. Передавалось оно через третьих лиц – фидуциарных собственников, т.е. посредников, пользующихся доверием (fiducia – совесть, доверие).

Такая практика применялась, в частности, при наследовании. У франков, в отличие от римского легата (legatus), первоначально понятия завещания не существовало. Данный институт способствовал разрешению ситуации в тех случаях, когда у завещателя отсутствовали прямые наследники и  он желал предать свое состояние конкретному лицу.

Следует добавить, что наследство у франков передавалось по системе парантелла, выстраивания родственных линий рода по ветвям близких родственников, имеющих общих предков. Проще говоря, — это была очередь претендующих на наследство, в зависимости от кровной близости с завещателем.

семья

Брачно-семейные отношения

У салических франков сами законы оберегали основы семьи и регулировали брачно-семейные отношения, сформировав элементы семейного права. Необходимо отметить, что у них было весьма традиционно-консервативное отношение к морально-нравственному образу членов общества.

Моногамность в семейных отношениях, строгий запрет многоженства, не поощрялись прелюбодеяния и внебрачные отношения. После принятия Христианства, библейские заповеди в отношении семьи постепенно из нравственных норм стали превращаться в правовые.

Так, препятствиями для заключения брака, согласно нормам Салической правды, являлись:

  • существующий брак, даже если жених или невеста были лишь помолвлены;
  • не достижение половой зрелости (при этом точный возраст не был определен);
  • кровная близость, строгий запрет брака между близкими родственниками;
  • статус несвободного, объявленного вне закона члена общества;
  • отсутствие согласия ближайших родственников невесты и, прежде всего, отца.

Социальные барьеры при заключении брака

результат неравного брака

Между рабами и гражданами, например, брак разрешался в исключительных случаях: как сказали бы сейчас, — это был брак с понижением статуса, т.е. человек, вступая в такой брак, терял свои преимущества и свободы, так как становился на ступень своей избранницы/избранника, соответственно, на ранг ниже своего действующего статуса.

У франков был обычай ритуально-символического характера на случаи, когда свободная девушка хотела выйти замуж за раба. На суде семейства ей предлагали веретено и меч. У нее был выбор: взять меч и убить раба или брать веретено, что означало ее согласие выйти замуж и автоматически тоже стать рабыней.

Разрешалось вступление в брак вдовы, но только по особой процедуре судебного собрания, в ходе которого жених в присутствии трех свидетелей платил рейпус в три солида и один динарий как выкуп женщины родственниками покойного мужа.

солид

Судопроизводство и система наказаний у франков

Судебное народное собрание здесь было основным звеном судебной системы, которое существовало в двух видах:

  • чрезвычайный — приуроченный к рассмотрению конкретного дела, при участии только приглашенных лиц;
  • регулярный — созывался один раз в 40 суток, где рассматривались важные и значимые дела системного характера.

Процесс начинался только по инициативе потерпевшей стороны. Данная инициатива означала обязанность предоставить факты и доказательства суду, в то время как ответчик должен был обеспечить присутствие на судебном заседании соприсяжников.

Соприсяжники — это лица со стороны обвиняемого (послухи), гаранты добронамеренности и честности обвиняемого и его хорошей репутации. Своеобразный институт общественных поручителей как формат защиты от несправедливых претензий и обвинений. Такая публичность и открытость в какой-то мере гарантировала возможность вынесения справедливых судебных решений.

Рабы были полностью лишены всяких прав, и в судах они не обладали ни правоспособностью, ни дееспособностью: вместо них и за них выступали их хозяева.

Виды наказаний по салической правде

Для искоренения кровной мести, самосуда и затяжных племенных распрей за совершение различных преступлений государство вводит:

  1. Денежные штрафы.
  2. Удары плетью как телесное наказание для рабов.
  3. Кастрация.
  4. Смертную казнь через повешение, колесование.

Довольно часто в те времена применялись пытки, однако они были не наказанием, как полагают некоторые, а лишь процессуальным актом «установления истины» для обвинения или оправдания подозреваемого.

Доказательства вины

виновен

Можно сказать, что главным доказательством виновности правонарушителя считалась его поимка с поличным на месте совершении преступления и, соответственно:

  • признание вины в суде;
  • показания свидетелей;
  • испытание котелком или, как еще называли тогда, — Божий суд (ордалия), ритуальный процесс признания виновности подозреваемого.

Ордалия применялась в случаях, когда лицо не было в состоянии привести в суд соприсяжников. Обвиняемый должен был вытаскивать предмет со дна глубокого сосуда с кипящей водой. Если после этого его кожа покрывалась волдырями — он считался виновным. Следует отметить, что была предусмотрена и возможность откупиться от этой неприятной процедуры, уплатив три солида с обещанием привести соприсяжников к определённому сроку.

Также на судебном процессе применялась и ритуальная очистительная клятва о невиновности. И если подозреваемый произносил такую клятву гладко, не запинаясь, то это признавалось как доказательство его невинности, а если наоборот, — то, соответственно, этот факт становился свидетельством его виновности.

Что могло явиться отягчающими или смягчающими вину обстоятельствами

Отягчающие обстоятельства:

  • преступления, совершенные группой лиц;
  • кражи, совершенные с проникновением и со взломом;
  • сокрытие следов преступлений;
  • убийство, совершенное в походе, удваивало сумму штрафа;
  • злой умысел, причинивший большой вред;
  • подстрекательство.

Смягчающие обстоятельства:

  • признание вины в совершении преступления;
  • отсутствие злого умысла, неосторожность (ответственность без вины);

Наличие смягчающих обстоятельств влекло наказание лишь в виде возмещения  причинённого ущерба. За совершение же грабежа или кражи, помимо возмещения ущерба, требовалось еще уплатить и штраф.

Судопроизводство и особенности применения законов

законы франков

Судопроизводство салических франков проходило в так называемых народных судебных собраниях. Их особенностью явилось то, что они рассматривали и выносили решения как по уголовным, так и по гражданским делам, т. е. деления процесса по характеру рассматриваемого дела не было.

Неявка в суд считалось серьезным правонарушением. Неоднократное злостное неисполнение требований о явке в суд могло привести гражданина к лишению покровительства короля и к его порабощению, т.е .он сам и все его имущество становились собственностью предъявившего обвинение гражданина.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что Салическая правда стала важнейшим правовым памятником раннего средневековья, его переходного периода от первобытнообщинного через рабовладельческий к феодальному строю.

Этот свод законов явился актом консолидирующего характера, законной опорой и нормой жизни Франкского государства на несколько веков вперед, со дня составления кодекса и вплоть до его распада в IX веке. И даже после этого документ этот оказал значительное влияние на формирование современного немецкого и европейского права.

Юрий Самойлов
Юрий Самойлов
юрист
Задать вопрос
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правда и Суд. Юридический сайт для людей
Комментарии: 2
  1. Дмитрий

    Прочитал с интересом эту версию о Салической правде, спасибо за труды. Процедура Ордалия – это из области инквизиции или судебной системы ?

    1. admin (автор)

      Спасибо, Дмитрий, за Ваш комментарий и интерес к теме. Отвечая на Ваш вопрос, – в данном случае Ордалия рассматривается как элемент доказательства судебной процедуры и прямого отношения к инквизиции не имеет.
      Тем не менее, ее можно считать одним из предвестников инквизиции: подобные процедуры стали появляться а законодательных актах ранних христианских государств. Примерами таких юридических документов можно считать Кодекс Феодосия II или Дигесты Юстиниана.
      Хочу добавить, что Святая инквизиция официально была учреждена Папой Римским Иннокентием III в 1215 году как особая процедура преследования и наказания еретиков.
      Вот, кстати, можно прочитать статью на нашем сайте на эту тему:
      https://pravdaisud.ru/yuridicheskaya-mozaika/inkvizitsiya-v-evrope

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.