Институции Гая

Институции Гая, пожалуй, – один из самых первых системных учебников римского права легендарного древнеримского юриста Гая, датированный II веком нашей эры. Институции (institutio), что в переводе с латыни означает наставления, – являются одним из самых важных произведений классической юридической литературы и ценным источником по римскому частному праву.

История и предпосылки создания Институций

Гай и его труд

Прежде всего, – стоит отметить, что Гай – выдающийся юрист Древнего Рима, который жил и творил в эпоху классической античности, во втором веке нашей эры. Этот период развития Рима историками принято называть принципатом, когда форма государственного устройства сочетала в себе как монархические, так и республиканские черты (с 27 г. до нашей эры и до 284 г. н.э.).

Традиционно изучение молодыми студентами юриспруденции проходило в форме консультаций и обсуждений с преподавателями. Постепенно на смену этой форме обучения стали приходить лекции, которые были уже весьма популярными к концу римской республиканской эпохи. Однако, подходящих учебных пособий – как для лекционных, так и для практических занятий не было. Имевшиеся материалы были громоздкими, хаотичными и сложными для понимания.

Данный пробел восполнил Гай, чьи циклы лекций стали основой, ставшей впоследствии знаменитыми Институциями, названными именем их автора.

Ценность и отличительные свойства Институций Гая

ценность

Они заключаются в следующем:

  • системная структурность;
  • упорядоченность и лаконичность;
  • ясность и чистота языка изложения (латынь);
  • простота и удобство в изучении;
  • образность изложения, основанная не только на теоретических витийствованиях, но и на обилии примеров и казусов из реальной судебной практики;
  • доходчивость.

Уникальностью данного текста явилась также и то, что, в отличие от предыдущих правовых актов и сочинений римского права, данный труд дошел до нас почти без потерь, в его первоначальном оригинальном виде. Лишь некоторые недостающие фрагменты были восполнены из трудов юристов, которые в последующем дублировали Институции или ссылались на них. В первую очередь, это касается Институций Свода гражданского права Юстиниана.

Оригинал рукописи, в виде палимпсеста, т.е. текста, написанного на пергаменте, был обнаружен в 1816 году немецким историком античности Нибуром в Капитолийской библиотеке города Вероны, в Италии.

Предпосылки создания документа

противоречия

 

Говоря о предпосылках появления Институций Гая, следует помнить общеизвестный тезис о том, что право является отражением и мерой по урегулированию процессов, происходящих в государстве и общественных отношениях.

В период жизни и деятельности Гая в римском обществе классовые противоречия между различными слоями обострялись. Это касалось господствующих классов и рабов, что стало угрозой существования рабовладельческого строя как такового.

Однако противоречия возникали и между различными слоями свободных людей.

Возникла необходимость четкого определения правового статуса всех  членов общества и, соответственно, закрепления ростков основ частного права и собственности, заложенных еще Законах 12 таблиц. Необходимость урегулирования всех перечисленных выше задач и ставили пред собой Институции Гая.

Структура и общая характеристика нового правового учебника

структура Институций

Институции структурно состоят из четырех книг, хотя, по сути, посвящены трем основным институтам гражданского права: лицам, вещам и искам. Книги, в свою очередь, делятся на титулы, которые разделены на параграфы, более детально рассматривающие различные вопросы, связанные с темой титулов.

  1. Первая книга «О лицах» посвящена общим сведениям о правовом положении людей.
  2. Вторая освещает вопросы вещного права.
  3. Третья книга рассматривает нормы обязательственного права.
  4. Четвертая, последняя книга, посвящена искам и исковому производству.

О лицах

Гай разделял людей на несколько категорий, согласно следующим критериям: свобода, гражданство и семейное положение. Люди делились на свободных и рабов.

Свободными либо рождались, либо становились, освобождаясь от рабства путем особой процедуры. Освобожденные от рабства лица назывались вольноотпущенниками. Рабы не обладали никакими правами и считались вещью, так как ничем, по своему правовому статусу, не отличались от предметов или  скота.

Граждане Рима обладали всеми правами и привилегиями. Кроме этого, существовавшие категории  жителей латины – жители Лациума, области рядом с Римом, обладали ограниченными правами. А перегрины – свободные иностранцы, не имеющие римского или латинского гражданства, соответственно, были лишены политических и гражданских прав.

Что касается семейного положения, установленного в Римской империи, здесь выделялся патер (отец семейства), обладавший большой властью распоряжаться судьбами членов семью и семейным имуществом.

Источники Римского права согласно Институциям Гая

В своих Институциях Гай подробно перечислил и описал все основные источники Римского права:

  • законы;
  • плебисциты (постановления плебеев);
  • решения сената;
  • конституции императоров;
  • эдикты магистратов, преторов и других уполномоченных лиц;
  • ответы юристов.

Вещное право и собственность в институциях Гая

Вещное право регулировало отношения между людьми и вещами, определяло права и обязанности владельцев имущества, а также устанавливало правила, которые должны были соблюдаться при передаче и обращении с вещами.

Вещное право, согласно Гаю, основывалось на понятии вещи (res), которая была предметом владения и собственности.

Гай разделил понятие вещи на несколько категорий, зависящих от правовых свойств и правил их использования.

Римский юрист Гай

Вещи телесные (rescorporals) –  это  все вещи, имеющие телесные формы, как например дом, земля, скот, золото, одежда: к ним можно прикоснуться.

Данная категория в свою очередь делится на вещи:

  1. движимые (resmobiles)
  2. недвижимые (resimmobiles).

Вещи бестелесные (resincorporales) – это те, у которых отсутствуют телесные очертания и формы. Данная категория включала в себя, в основном, юридические права, такие как узуфрукт, сервитут, долг, наследство, обязательство. Однако, эти понятия также имели правовую силу и могли передаваться и переходить между гражданами.

Еще одна классификация вещей согласно Гаю

Эта классификация существует в зависимости от института манципации:

  1. Манципируемые (res mancipi) – все вещи, обладающими особым правовым статусом для передачи другим лицам, как например, рабы, земля, дом, домашние животные.
  2. Неманципируемые (res nec mancipi) – не относящиеся к вышеуказанным,  например, дикие животные, а также все бестелесные вещи.

Собственность на вещь может быть перенесена с одного лица на другое путем продажи, дарения или наследования. Гай описывал правила, которые должны были быть соблюдены при заключении договоров купли-продажи, а также – и саму процедуру перевода права собственности на ту или иную вещь.

Важной частью вещного права являлось залоговое право

библиотека

Гай описывал правила, по которым залогодатель получал право на залоговое имущество, а также исходившие из этого права и обязанности залогодержателя. В частности, это были правила о процедуре реализации залогового имущества в случае неисполнения залогодателем своих обязательств.

Формы владения и пользования вещами были следующими: аренда и ссуда. Были также определены и нормы, регулирующие права и обязанности арендодателя и арендатора, а также правила, которые должны быть соблюдены при аренде недвижимости.

Некоторые виды реальных договоров, такие как залог, поклажа, Гай относил к праву завоеванных народов (ius gentium), а заем, исключительный вид реального договора, мог заключать только римский гражданин.

Семья и брак с точки зрения Институций

семья и брак в Риме

Семья в Древнем Риме носила исключительно патриархальный характер несмотря на то, что союз мужчины и женщины описывался по божественному и человеческому праву. Все всем и всегда главным в семье считался мужчина.

Поэтому логично, что Гай рассматривает и описывает три пути установления и осуществления  власти супруга над женой:

  1. В результате длительного сожительства с будущей женой.
  2. Путем религиозного обряда под названием Конфарреация.
  3. Путем покупки женщины в качестве жены.

Согласно римским законом, женщина достигала половой зрелости к 12 годам, после чего она могла выйти замуж. Заключение брака между представителями различных сословий общества могло иметь различные последствия. Например, брак, заключенный между римским гражданином и перегрином или латином, давал возможность ребенку от этого союза приобрести полноценное гражданство. А вот брак гражданина с рабом, хоть и не запрещался, но превращал его в раба.

Завещание и наследство

наследство

В  Институтах есть подробное описание правил, которые должны быть соблюдены при наследовании имущества. Гай объясняет, что наследование может быть произведено законным и завещательным путем.

Законное наследование, в свою очередь, может быть произведено в соответствии с тремя принципами: по закону (per stirpes), по головам (per capita) и по родству (adgnationem). Каждый из этих принципов определяет, каким образом имущество должно быть распределено между наследниками.

Гай также подчеркивает важность завещательного наследования. Он утверждает, что завещание – это документ, в котором указывается, каким образом имущество должно быть распределено после смерти наследодателя. Завещание может быть создано в любой форме, но Гай настаивает, что лучше, если оно составлено в письменной форме и должно содержать ясные и конкретные указания относительно распределения имущества.

Гай подробно описывает и процедуру наследования при отсутствии завещания или наследников по закону. В этом случае имущество может быть передано государству или любым другим лицам, которые были указаны наследодателем в документе.

Кроме того, в своих Институциях Гай обсуждает вопросы, связанные с наследованием вещей, находящихся в совместной собственности нескольких лиц. Он утверждает, что в этом случае наследник может требовать, чтобы вещь была разделена на доли в соответствии с долей каждого совладельца.

Весьма любопытным выглядит форма завещания через манципацию. Так, при передаче наследства некий посредник в присутствии весовщика и пяти свидетелей получал от завещателя текст завещания в запечатанной форме. При этом он должен был публично дать обещание об исполнении им воли завещателя. Данная процедура обеспечивала, во-первых, гарантии исполнения воли завещателя и во-вторых – сохранение тайны.

Суды и процедура

процедура

Гай утверждал, что все право, которым пользуется общество, имеет отношение либо к лицам, либо  к вещам, либо к правовым действиям, то есть, – к искам. О лицах и вещах мы уже говорили, теперь поговорим об исках. Особенно это важно, если учитывать тот факт, что все судебные процессы берут свое начало именно от исков.

Гай разделял два основных вида исков: вещные и личные. Условно эти иски представляют вещное и обязательное право.

Вещный иск – призван для защиты вещных прав истца против какого-либо лица, которое посягает на его право собственности, владения. Одними из основных видов вещного иска были виндикационный и негаторные иски.

Личный иск –  призван для защиты личных интересов истца против лица, которое несет ответственность перед ним либо по договору,  либо по деликту (например, кража, причинение вреда). Одним из видов личного иска был кондикционный иск.

судебный процесс в древнем Риме

Судебный процесс делился на несколько стадий

и требовал соблюдения особых ритуалов. В самом начале стороны дела должны были предстать перед судебным магистром и выполнить необходимые ритуальные обряды, произнося установления слова и  фразы, выражая тем самым свои претензии. А ответчик высказывал возражения. Магистрат выступал в основном в роли слушателя, фиксируя для себя свои выводы.

При принятии решений по итогам судебного процесса судьи руководствовались источниками римского права, о чем упомянуто в начале статьи. Тут стоит особо подчеркнуть роль ответов римских юристов –responsa, которые также были источником права и руководством для судей.

Однако, вскоре стали возникать ситуации, когда судьям не удавалось находить нужные для себя ответы для принятия судебного решения  в responsa, так как последнее не содержало в себя подходящих норм. В таких ситуациях судьи стали ссылаться не только ответы уважаемых юристов, но также и на их сочинения, хотя официально они не считались источниками права.

Наследие Гая

Гай писал, что

ответы знатоков права – это рассуждения и мнения юристов, которым дозволено творить и устанавливать право. Если в одну точку сходились несколько таких мнений юристов, то это положение приобретало силу закона. Однако, если мнения юристов не сходились и не совпадали, то судье предоставлялось право принимать во внимание из множества именно то суждения, которые, по его мнению, были самым лучшими.

Таким образом, Институции стали своеобразной энциклопедией классического римского права и главной книгой европейской юриспруденции, одной из неоспоримых ее вершин не только эпохи принципата, но и многих последующих эпох.

Институционная система, созданная Гаем, станет прообразом средневековых и современных кодексов по гражданскому праву, начиная от знаменитого Наполеоновского кодекса 1804 г., а также кодексами современных европейских стран, таких как Германия, Голландия, Австрия, заканчивая гражданским кодексом Российской Федерации.

Армен Катунян
Армен Катунян
юрист
Задать вопрос
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правда и Суд. Юридический сайт для людей
Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.