Преддоговорные споры: способы и порядок их урегулирования

Преддоговорные споры – юридическое понятие, регулярно возникающее в ходе предпринимательской деятельности и включающее в себя все разногласия, которые возникают в процессе подготовки и заключения договора.

Главная цель, а проще говоря, смысл и суть этих споров – принудить партнера выполнить свои обязательства по оформлению документов, связанных с началом взаимного сотрудничества. Несоблюдение взятых на себя преддоговорных обязательств может служить основанием для передачи дела в суд.

Понятие преддоговорных споров

Максимум предварительной информации о будущем бизнес-партнере и минимум юридических неудобств в последующем: пожалуй, так можно охарактеризовать этап, который предшествует заключению договора. Эта стадия преддоговорных отношений законом урегулирована не в полной мере, однако, она имеет важное значение, так как на этом этапе для уменьшения риска экономических и правовых последствий сторонам сделки желательно получить максимально возможные сведения о дееспособности, финансовой самостоятельности и деловых качествах потенциального контрагента. А также — сведения о товарах и об услугах, которые будут являться предметом подписываемого договора.

Чаще всего, несоблюдение этих мер приводит к возникновению разногласий между партнерами. При невозможности достижения договоренностей возникает юридическое понятие – преддоговорной спор. И статья 446 Гражданского кодекса посвящена именно регулированию преддоговорных споров в РФ.

В юриспруденции существует также понятие свободы договора

contract

Согласно этому понятию юридические и физические лица, осуществляя свои бизнес-проекты, свободно и самостоятельно выбирают условия и формы соглашений с партнерами, наиболее защищающие их деловые интересы.

Однако, есть исключения, когда одна из сторон договора по закону не вправе отказаться от заключения соглашения. Соотвественно, данное исключение дает возможность другой стороне требовать от контрагента подписания документа в принудительном порядке.

Так, Закон “О защите прав потребителей” обязывает коммерческие предприятия предоставлять потребителю, приобретающему товар или услугу, всю необходимую информацию, включая сведения о производителе товара, его свойствах и качестве, а также аналогично все необходимые сведения о предоставляемых услугах. За непредставление подобных сведений в полном объёме предусмотрена правовая ответственность.

Таким образом, закон, в целях предотвращения произвола со стороны крупных организаций-монополистов, оказывающих услуги населению, защищает слабую сторону сделки, чаще — потребителя.Такими организациями могут быть газовые концерны, операторы мобильной и телефонной связи, банки и проч. Согласно требованиям публичного договора, они обязаны заключать соглашения с конечным потребителем..

Основания возникновения преддоговорных споров



Гражданский кодекс четко указывает на два варианта, служащих основанием по возникновению преддоговорного спора:

  1. Уклонение от своих обязательств стороны, которая обязана заключить соглашение согласно норм гражданского кодекса или другого правового акта.
  2. В случае, когда обе стороны при решении возникшего конфликта должны прибегнуть к предварительному соглашению о передачи дела в суд. Тогда в судебной инстанции рассматриваются все разногласия, которые послужили причиной несогласия подписать соответствующих документы.

Уклонение или отказ от выполнения предписанных законом норм может послужить основанием обращения в суд и урегулирования спора в судебном порядке. Таким образом, спор может разрешаться как путем переговоров, так и в судебном порядке на основании закона или соглашения сторон.

Варианты подобных действий будут основываться на конструкциях двух юридических моделей:

  • Модель предварительного договора, в котором сторона может добровольно принять на себя обязательство подписания договора. Вследствие чего, другая сторона может понуждать к обязательным действиям контрагента и партнера.
  • Модель публичного договора. В этом случае, требовать исполнения обязательств может только контрагент коммерческого предприятия, который является потребителем.

Правовой базой для возникновения обязанностей сторон по отношению друг к другу не могут являться любые преддоговорные соглашения. Они начинают приобретать юридические очертания и значение лишь в том случае, когда, например, в деловой переписке по переговорам о заключении сделки появляется проект официального предложения, так называемая оферта. С этой фазы и начинается определенный законами отсчет времени.

Порядок урегулирования преддоговорных споров

Существующий алгоритм по урегулированию различного вида преддоговорных споров базируется на специальной ст. 446 ГК России, в которой описаны все возможные проблемы преддоговорных отношений, заканчивающиеся с моментом подписания договора.

Урегулирование подобных споров базируется на отказе одной из сторон процесса от заключения сделки или возникшими разногласиями по конкретным пунктам договора.

В нашей жизни любые физические или юридические лица могут совместно вырабатывать принципы своего будущего сотрудничества с документальным закреплением этого намерения. Как показывает практика, большинство разногласий, возникших на стадии переговоров, разрешается самостоятельно.

Но в любом правиле есть исключения. Именно вышеназванная статья гражданского кодекса и устанавливает возможность передачи дела в суд в случае отказа какой-либо из сторон от подписания договора, если возникли описанные ранее условия.

Становится очевидным, что из содержания ст. 446 ГК РФ вытекает обязанность заключения договора между сторонами, вступающими в коммерческие отношения. Здесь же указан и порядок по урегулированию возникающих проблем, а также — сроки подачи документов в судебную инстанцию.

Стоит отметить, что обязанность заключения соглашения может вытекать не только из норм закона. Часто в действие вступает принцип добровольности. То есть, когда одна сторона, например, приняла на себя соответствующие обязательства без принуждения. Поэтому объектом спора может стать предварительный договор с нарушенными изначальными условиями.

Процедура обязательного подписания договора

договор

Акцептант (партнер, принимающий деловое предложение) обязан заключить договор. Получая оферту, в течение 30 дней он должен выслать партнеру один из вариантов:

  1. свой акцепт (принципиальное согласие);
  2. документ, содержащий протокол возникших разногласий;
  3. полномасштабный отказ.

Оферент (партнер, предлагающий сделку), реагируя на отказ или не получая его также в течение тридцати дней, может начать судебное производство с требованием о выполнении обязательств. Если же у оферента появился документ, содержащий разногласия, он может: либо с ними согласиться, либо отказаться сотрудничать на таких условиях, либо подать иск в суд.

Разрешение преддоговорных споров в судебной инстанции

Чтобы решить возникший спор в суде, нужно руководствоваться соответствующими нормами гражданского кодекса, где четко определен весь алгоритм действий и срок подачи иска по поводу разрешаемых преддоговорных споров. Если присутствует согласие сторон, то спор предается в судебную инстанцию вне зависимости от существования норм, которые относятся к компетенции данного суда.

Разрешение преддоговорных споров возможно судами общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.

Часто сам договор уже содержит норму о возможности при определенных условиях передачи дела в суд,. Такой пункт в документе называют арбитражной оговоркой. В ней сразу указывается судебная инстанция, которой доверяют обе стороны.

Важным нюансом в подобных ситуациях следует считать факт пользования потребителем услугами без заключения сделки. Например, потребитель использует в своей практической жизни коммунальные услуги, но соответствующий договор подписывать отказывается. При этом факт пользования услугами ЖКХ рассматривается как акцепт, а отношения партнеров носят уже характер договорных.



Бывают ситуации, когда одна сторона поставляет услугу потребителю через общую сеть, а документ не подписывается из-за возникших разногласий. В этом случае, такие отношения не будут являться основой для преддоговорного спора, а рассматриваются как договорные.

С точки зрения юриспруденции, пункты подписанного документа начинают действовать в изложении, определенном судебной инстанцией. Так, если вынесено решение о заключении договора, а виновная сторона все равно отказывается его подписывать, то факт наступления договорных отношений становится уже фактом юридическим.

При рассмотрении разногласий по каждому пункту несогласия суд выносит отдельное условие, на котором и будет основано действие договора в дальнейшем.

Например, ИП Петров арендует помещение у государственного муниципального предприятия. По окончании срока договора, в момент его продления, муниципалитет устанавливает новую, более высокую цену, с которой арендатор не согласен. Подобные споры регулирует положение 17.1 (об особенностях заключения договора в отношении муниципального и государственного имущества). Этот пункт содержится в ФЗ N 135 “О защите конкуренции”. Таким образом, преддоговорной спор был передан в суд. В результате сумма новой арендной платы была изменена судебным решением на основании данных о ее предыдущем размере, а также — определении оценщиком стоимости объекта на данный момент.

Сроки рассмотрения спора

Гражданский кодекс регулирует также и сроки подачи иска о преддоговорном споре. Если стороны не пришли к взаимопониманию в разногласиях или же не заключили договор, то они имеют право обратиться с иском в суд. Срок рассмотрения подобного спора ограничивается шестью месяцами. Если в указанный период в суд не были предоставлены полагающиеся документы, урегулировать проблему в судебном порядке не представляется возможным.

Автор текста: admin



Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правда и Суд. Юридический сайт для людей
Комментарии: 2
  1. Серж

    Все хорошо, однако поставленные вопросы будет сложновато обсуждать без предметных деталей, но в целом неплохо.

    1. admin (автор)

      Спасибо за оценку и Ваше мнение.

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.