Оферта — и для чего она нужна

Термин оферта в широком смысле обозначает предложение, а в юридическом значении это — предложение о заключении договора, где указаны существенные условия.   

Современное гражданское законодательство не статично и неизменно подстраивается под изменения в обществе. В том числе, и под изменения нашего лексикона и делового языкового оборота. А в нем появилось немало новых, заимствованных иностранных слов и терминов, которые употребляются сегодня в  самых различных сферах нашей жизни, особенно в юриспруденции и, соответственно, — в российском законодательстве.

Если говорить простыми словами

Специальное предложение

Ежедневно у нас на слуху такие слова как акцепт, лизинг, аффидевит  и другие. Их новизна и необычность часто вводит людей в ступор, а иногда и в прямое заблуждение. Не говоря уже о том, что трудно сразу понять, как правильно пишется по-русски то или иное заимствованное слово. Аферта или оферта, например?.. А как оно склоняется? Есть ли у него русские синонимы?.. Если есть — то какие именно?

Говоря о вышеуказанном правописании, то это, конечно, оферта, с ударением на первый слог. В этой статье мы постараемся раскрыть все детали и нюансы этого понятия.

Оферта в Гражданском кодексе РФ

Предложение

Оферта в ст. 435 ГК России однозначно определяется как предложение о заключении договора, которое адресовано одному или нескольким лицам.

Данное предложение должно соответствовать следующим требованиям:

  • во-первых, — содержать в себе все существенные условия прилагаемого договора;  
  • во-вторых,  — оно должно четко и однозначно выражать волеизъявление и намерение лица, его сделавшего, в обязательном порядке заключить договор, если только на это будет получено согласие (акцепт) другой стороны. 

Таким образом, с момента, когда адресат получил оферту и акцептовал ее, договор между ними считается заключенным.

Условия оферты необходимо прописывать максимально четко и детально, дабы не возникли их разночтения. Ведь несоблюдение условий оферты, влечет за собой для оферента правовые последствия. Все эти принципы дошли до нас из  Древнего Рима.

Оферта в Римском праве

Юлий Цезарь

Слово оферта (offero) имеет латинское происхождение и в переводе означает наше обычное предлагать. Этот термин впервые был упомянут в Римском праве, где для заключения договоров существовали особые требования. Так, одна из сторон договора, оферент, в присутствии свидетелей предлагал другой стороне заключить договор. Если все предложенные условия другую сторону устраивали, то она давала согласие путем акцепта acceptus (принято).

В те времена договора должны были содержать следующие существенные  условия: одновременное совпадение намерений сторон и их дееспособность.

Кроме того, договор приобретал полноценный юридический вес, если он был заключен в одной из следующих форм:

  • простой устной;
  • посредством вербальной стипуляции (особая форма обязательства);
  • посредством ритуала простой передачи вещи.

Виды и формы оферты

Признаки договора

Согласно требованиям закона, оферта составляется в той же форма, которая установлена и для основного договора. Тем самым, изначально определяется правовой статус данного предложения. То есть, если предложение одной из сторон является офертой, то, соответственно, она должна содержать все признаки договора.

Однако следует признать, что в некоторых случаях, если даже не соблюдены все требования при оформлении оферты, но стороны договора свой волевой деятельностью исполняют предписанные им обязанности, то суд может признать данный договор уже заключенным, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Оферты условно можно делить на следующие категории:

  1. Письменные.
  2. Устные.
  3. Безотзывные (твердая оферта).
  4. Отзывные.
  5. Публичные.
  6. Непубличные.

Наряду с письменной офертой, устная ее форма тоже довольно часто применяется в деловых отношениях, так как это удобно, быстро и не требует бумажной волокиты.

Конечно, есть здесь и свои минусы. Например, в случае деловой нечистоплотности партнёра могут возникнуть трудности с доказательством свой правоты.

Без отзыва

Безотзывная оферта не может быть отменена или отозвана в течение того срока, что дается для ее акцепта. В ст. 436 ГК РФ определяет невозможность отмены предложения, если оно уже получено, и на руках у адресата, равно как и в самом предложении не предусмотрено иное. Заявление об отзыве оферты, в данном случае, не будет иметь правовой силы и последствий.

Отказ, отзыв и отмена  оферты

И все же — оферту можно отозвать или отменить, если в ней не установлен срок для ее акцепта и нет обратной реакции от адресата.

Виды и формы оферты

Публичная оферта, — если объяснить несколькими простыми словами, — это та же оферта, которая отличается от простой ее формы кругом лиц, кому она адресована.  В этом случае она не обращена к конкретным людям и организациям, а к неопределенному кругу лиц, из числа которых любой из них может одобрить, акцептовать данное предложение и сразу же стать участником договора. Понятие  публичной оферты, из-за важности и большого объема, является темой отдельного и внимательного  изучения.

Непубличная оферта  или еще можно назвать точечной, так как она, в отличие от публичной, адресуется конкретным лицам, гражданину  или организации. Соответственно именно от этого адресата ожидается акцепт.

Чем оферта отличается от договора

Электронная коммерция

Тут ответ вроде как очевиден. Словосочетания «договор-оферта» или «договор оферты» зачастую можно встретить в электронной коммерции, и они вводят людей в заблуждение, заставляя их думать, что понятие договор равно понятию оферта.

Но надо помнить, что оферта — это всего лишь предложение, которое без акцептации кем-либо не может считаться договором.

Что значит «не оферта» или «не является офертой»

Не все предложения и рекламные объявления стоит воспринимать как оферту. На это, в принципе, указывают и сами рекламодатели и распространители деловых предложений, чтобы не вводить людей в заблуждение и избежать впоследствии недоразумений. И формулировка, в этом случае, используется традиционная: в тексте указано, что  данное предложение не является офертой. Речь, в этом случае, идет, всего лишь, о презентации продукции или услуг. Другими словами, — это всего лишь приглашение к диалогу, вызовом к оферте, к обсуждению условий будущей возможной сделки.

Реклама

Пример из судебной практики

Проводимый компанией-юридическим лицом открытый аукцион был воспринят другой компанией как конкретная оферта. После отказа проводившей аукцион компании заключить с ними договор, претендент на покупку подал судебный иск о нарушении «оферентом» законодательства и, якобы, о понуждении его к заключения договора.

В данном случае, слово оферент было взято в кавычки, так суд посчитал, что объявление о проведении аукциона являлось лишь приглашением сделать оферту, а не самой офертой и, следовательно, понудить ответчика к подписанию договора, в этом случае, нельзя.

Является ли офертой коммерческое предложение?

Коммерческое предложение

Коммерческое предложение может быть офертой, если его авторы твердо решат, что согласны заключить договор с любым лицом, к кому данное предложение будет обращено. В этом случае, в предложение необходимо включить все существенные условия договора, в том числе, — недвусмысленное намерение подписать договор со всеми возможными адресатами этого предложения. В противном случае, необходимо ясно указать в тексте, что данное предложение офертой не является.

Письмо оферты является, по сути, разновидностью коммерческого предложения, где в отличие от вышеназванных форм, конкретно указываются твердые цели и намерение автора письма заключить сделку с конечным адресатом.

Кроме того, письмо должно содержать существенные условия договора, все необходимые описания, характеристики предлагаемых товаров или услуг с ценами. В письмо также необходимо включить контактные данные и реквизиты оферента. И, наконец, чтоб не было разночтений, важно включить туда фразу: является офертой.

Согласно законодательству большинства стран мира, в том числе, и России, не признается офертой реклама. Поэтому, чтобы оградить себя от возможных лишних правовых последствий, оферент заранее оговаривает в рекламном материале, что это всего лишь информация, которая офертой не является.

Счет оферта

Спецпредложение

Одной из популярных форм оферты можно считать финальную стадию завершения сделки, когда есть предложение товара или услуг с конкретными характеристиками и конечной ценой, что вполне устраивает покупателя. После одобрения клиентом такого предложения, ему вручается счет для оплаты и завершения сделки купли-продажи.

Оферта облигации

Суть понятия оферты в случае с облигациями аналогична вышеупомянутым, с той лишь разницей, что данный вид сделок происходит, в основном, в мире финансов и инвестиций. Для приобретения — выкупа облигаций эмитентом, он выставляет оферту с намерением выкупить конкретную облигацию у владельца, например, по цене 70 процентов от ее номинальной стоимости и с возможностью ее обращения в течение какого-то конкретного срока или же — до наступления срока погашения.

Если эмитент по тем или иным причинам не может исполнить взятые на себя обязательства по облигациям, в том числе, — выполнить обязательство по оферте по выкупу, то наступает нарушение условий по обслуживанию ценной бумаги. Или по-простому, — наступает, в этом случае, всем на знакомый дефолт.

Полис оферта

Полис-оферта

Он практикуется в различных сферах страхования жизни, здоровья и имущественных интересов.  Механизм заключения договорных отношений между страховой компанией и гражданами все тот же: составление оферты и ее принятие другой стороной. В данном случае, оферта оформляется в виде страхового полиса.

Примеры из жизни и судебной практики

Представьте себе конфликт между акционерами по вопросу продажи одним из них своей доли данного АО. Суть судебного спора: один из соучредителей компании решил продать свою долю акций в этой фирме. Согласно нормам Федерального закона об акционерных обществах № 208, если один из акционеров решает отчуждать, то есть, продать третьему лицу принадлежащую ему долю компании, то он, в первую очередь, обязан сообщить об этом остальным соучредителям-акционерам, отправив им извещение о своем намерении во всех деталях, что он и сделал.

У остальных партнеров было преимущественное право приобретения данной доли. Но наш участник не продал свою долю заинтересованному в этом акционеру, а реализовал ее третьему лицу по более выгодной цене.

А причём тут оферта, — спросите вы? А при том, что бывшие партнеры-акционеры сочли вышеуказанное извещение своего бывшего партнера офертой и, соответственно, его прямой обязанностью — продать эту долю, согласно предложенной оферте, сначала им. 

Судебное разбирательство

То, что он этого не сделал, и стало, в результате, поводом для судебного разбирательства. Был подан иск в арбитраж об обязательстве партнера вернуть отчужденную им долю компании и перепродать ее заинтересованному истцу из числа соучредителей. Ответчик, естественно, с данным требованием не согласился, пояснив, что:

  • во-первых, между ним и остальным акционерами не было подписанного договора о купле-продаже спорных акций;
  • во-вторых, — он отказался от продажи акций по приоритетному праву после отправки соответствующего извещения;
  • в-третьих, — он отклонил, в результате, предложение партнера по приоритету о продаже ему этой доли.

После долгих разбирательств во всех инстанциях Высший арбитражный суд РФ постановил, что извещение акционера о намерении продать акции третьему лицу не является офертой. В иске его оппонентам было отказано. Причем, одно из оснований отказа состояло в том, что извещение-уведомление о намерении продажи акций не содержит существенных условий договора, как того требует Гражданский кодекс.

И еще пример из судебной практики

Кредитные карты

Спор между гражданином и банком по поводу выпуска последним кредитной карты. Известный банк отправил оферту на выпуск дебетовой карты гражданину Л.. Согласившись с предложенными условиями, гражданин подписал с банком соглашение, получил свою банковскую карту и стал ею пользоваться.

Спустя некоторое время, получив извещение банка о каких-то доплатах по счету, Л. выясняет, что, помимо указанной выше дебетовой карты, банк выпустил на его имя еще и кредитную карту, произведя на нее соответствующие начисления, даже не известив об этом пользователя.

Гражданин обратился в суд с иском к банку:  

  1. Об отмене всех банковских к нему претензий по поводу несуществующей кредитной карты.
  2. О компенсацию ему морального вреда.

Представили банка утверждали, конечно, что ничего особенного они не совершали, что они просто отправили гражданину оферту с условиями, а тот не возражал и с ними согласился.

В ходе судебного разбирательства суд частично удовлетворил данный иск, поскольку не усмотрел в действиях гражданина акцепта на оферту: данную карту тот не получал и не активировал. А вот в части претензии о компенсации морального вреда ему было отказано, так как суд посчитал, что сам факт направления оферты на выпуск карты не может являться свидетельством причинения кому бы то ни было морального ущерба.

Елена Смирнова
Елена Смирнова
юрист
Задать вопрос
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правда и Суд. Юридический сайт для людей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector